Russian FSHD Patient Registry

About the project

This site is dedicated to one of the most common inherited muscle diseases – FacioScapuloHumeral muscular Dystrophy (FSHD) also known as Landouzy-Dejerine disease. It will be interesting for:

  • Patients with a confirmed or suspected FSHD;
  • Physicians observing patients with FSHD;
  • Research teams involved in the study of FSHD;
  • Organizations interested in helping patients with FSHD.

Landouzy-Dejerine muscular dystrophy is the third most common hereditary skeletal muscle disease. It is characterized by quite recognizable clinical features as well as specific genetic mechanisms. For a long time in Russia, there were no possibilities for FSHD genetic test, but now it is possible. Moreover, Russian FSHD Patient Registry is being created in the Research Centre for Medical Genetics (Moscow). Please, find more detailed information about the goals and benefits of the Registry below.

Mikhail Skoblov (PhD) is the head of this project. The new method of FSHD diagnostics was developed at the Laboratory of Functional Genomics.

Mikhail Skoblov

About the Registry

Russian FSHD Patient Registry has the following tasks:

  1. Assistance in confirming the diagnosis of suspected FSHD patients. This is necessary for predicting the course of the disease and family planning.
  2. Promoting the enrollment of patients in clinical trials in the future. It requires the collection of complete information about the patients within the framework of the “Russian FSHD Patient Registry”.
  3. Assistance in the creation of patient organizations for collaboration and information exchange between patients as well as with medical and research groups.

Registry details

The Registry is a database that collects clinically relevant information about patients and their relatives.

What is a national registry for?

  • The registry created according to foreign standards is a necessary basis for the possible inclusion of patients in clinical trials in the future.
  • It is necessary to monitor the disease progression by regularly filling out questionnaires. This monitoring allows to identify new symptoms and to carry out timely necessary treatment measure;
  • For the information exchange between patients, medical staff and researchers. Such teamwork helps participants learn from each other, identify leading symptoms, develop a team approach to managing patients with FSHD;
  • For promoting researches on FSHD: understanding the mechanisms of the onset and progression of the disease, the search for therapeutic approaches;
  • For providing patients with complete and reliable information about clinical and fundamental research on FSHD and possible participation in them.

Who can be included in the registry?

1. A patient with FSHD which

2. Relatives of the patient

There are two forms of participation:

  1. Remote participation. Self-completion of specially designed questionnaires when there is no opportunity to come for direct clinical examination at the Research Centre for Medical Genetics.
  2. Direct examination by a clinician in Research Centre for Medical Genetics, is more complete assessment of the patient's condition (the appointment is free of charge for Russian citizens).

If you have been FSHD diagnosed by genetic tests, you can fill out questionnaires to assess your condition or contact us to include you in the patient registry.

Personal Data Protection

Access to registry information is strictly limited and is not provided to third parties without the consent of the registry member.

Clinical manifestations

Facioscapulohumeral muscular dystrophy (FSHD) also known as Landouzy-Dejerine disease is the third most common hereditary muscle disease. The estimated frequency of the disease is 1 in 14,000. Thus, the approximate number of FSHD patients in Russia is 10 thousand, but most of them are undiagnosed.

Most often, the first clinical manifestations of FSHD are observed in second decade of live. The facial muscles are the first to be involved in the process, followed by weakness of the shoulder girdle and upper arm muscles, the leg muscles are usually last affected. However, other variants of the disease progression are described. Therefore, it is important to contact a specialist for a detailed clinical examination and molecular genetic diagnosis.

FSHD Symptoms

The staff of the Research Centre for Medical Genetics developed special questionnaires for the precise neurological assessment. There are 2 forms of participation in the registry for patients with FSHD: self-completion of questionnaires and a professional assessment of the clinical condition of patients. The patient's questionnaire allows to determine the prevailing symptoms, evaluate the onset of the disease, define the limitations in everyday life that patient faces, as well as obtain additional information about the condition. A professional assessment is made by a neurologist at free-off charge consultative appointments for FSHD patients at the Research Centre for Medical Genetics.

Responsible for the interaction with patients, their questioning and clinical examination is Dr. Aysylu F. Murtazina, MD.

Aysylu F. Murtazina

More about clinical manifestations

FSHD is usually manifested by weakness of the facial muscles, shoulder blades muscles, abdomen and back muscles, foot extensor muscles. This leads to restriction of the arm movements and gait disturbances. In some patients, the posture abnormalities are observed, usually, look like a large curve in the lower spine. This lumbar hyperlordosis and foot drop walking make up a specific walking pattern. Patients, as a rule, do not notice weakness of facial muscles.

In general, the severity of clinical manifestations is highly variable. Symptoms usually occur between ten and twenty years old, but the range of the age of onset varies widely from early infancy to fifty years. The course of the disease can be either mild or severe, it can differ even within the same family. Muscle weakness progresses slowly. After the age of 50, only 10-20% of patients need a wheelchair. Recent studies have shown that FSHD progresses faster in male adolescents and menopausal women.

The disease does not affect life expectancy in FSHD patients, with the exception of cases with early (up to 10 years) onset of the disease. Rarely, some patients may develop respiratory distress, which is more common in patients who need a wheelchair. However, spinal deformities in severe forms of the disease can also cause respiratory dysfunction.

In addition to the main symptoms associated with muscle weakness, other parts of body and organs can be involved. Sensorineural hearing loss develops in 25-65%. The remaining FSHD-related conditions (visual impairment, cardiac arrhythmias, epilepsy, mental retardation) are extremely rare.

Landouzy-Dejerine myodystrophy is inherited in an autosomal dominant manner, which means the possibility of inheritance from generation to generation on the maternal or paternal side. The probability of inheritance for each child of a sick parent is 50%. But in some cases, there may not be another affected person in the family if patient has a de-novo (new) mutation.

Diagnostics

FSHD has an unusual pathogenetic mechanism. In 95% of all FSHD cases caused by a partial contraction of the D4Z4 macrosatellite array at least on one of chromosomes 4 in linkage with the 4qA haplotype. Such type of FSHD is called FSHD1. The number of the D4Z4 repeats on patient’s 4th chromosome ranges from 1 to 10, while a healthy person has them from 11 to several hundred. The D4Z4 repeats have a large size of 3.3 thousand nucleotide pairs. Because of this, an accurate analysis of their number by widespread modern methods of DNA diagnostics, including whole genome sequencing, is not possible. Therefore, other methods, such as Southern blotting and molecular combining, are used for FSHD1 diagnostics. Due to their specificity and high cost, these diagnostic methods do not exist in Russia.

DNA

An alternative method has been developed at the Research Centre for Medical Genetics, using a quantitative polymerase chain reaction to determine the number of D4Z4 macrosatellite repeats. For FSHD diagnostics, fresh (unfrozen) blood in a volume of 10 ml in a test tube with EDTA is needed.

FSHD diagnostics is performed by a researcher Nikolai Zernov.

Nikolai Zernov

Scientific research

The linkage of the FSHD with a partial contraction of the 4th chromosome D4Z4 array was described almost 30 years ago. However, understanding of a molecular pathogenetic mechanism has occurred relatively recently. Until now, research teams around the world are intensively studying the ongoing molecular processes in normal and damaged cells. This is an important and necessary step that determines the strategy for developing treatment and cure strategies for the disease.

To date, there are many different approaches of influence on molecular processes, turning them into a normal state. It is possible to suppress or inactivate the work of certain genes, affect the stability and transport of some proteins, and even edit the genome. It is important to determine which strategy and which targets will be most effective.

There are some of the most prominent areas in the development of FSHD therapy:

  • Losmapimod, a selective inhibitor of p38α / β-mitogen-activated protein kinases, has been identified by Fulcrum Therapeutics as a potent inhibitor of DUX4 gene expression in vitro. In July 2019, Phase IIb of clinical trials began and is expected to be completed in August 2020.
  • A drug based on an antisense oligonucleotide directed against RNA of the DUX4 gene is at the preclinical stage of testing. It was shown that it reduces the expression of the DUX4 gene, which leads to the suppression of the DUX4 target genes with minor side effects. The current problem is drug delivery to muscle cells. Antisense oligonucleotides have poor ability to penetrate the muscles.
  • Gene therapy based on microRNA molecules (miRNAs) directed against the DUX4 gene delivered by viral vectors is at the preclinical stage. It has been shown in mouse models with FSHD that miRNAs reduce the expression of the DUX4 gene, protecting against muscle pathologies.

In Russia several research teams are studying the molecular mechanisms of FSHD and possible therapy approaches. These teams work at M.V. Lomonosov Moscow State University, Koltzov Institute of Developmental Biology of RAS, Research Centre for Medical Genetics, and closely cooperate with foreign collectives.

Contacts

You can ask all your questions about the Registry to Dr. Aysylu Murtazina by e-mail aysylumurtazina@gmail.com

Clinical examination by medical geneticists at the Research Centre for Medical Genetics

If you want to make an appointment please call +7 (495) 111-03-03. The appointment is free of charge for Russian citizens.

FSHD diagnostics

For FSHD diagnostics, fresh (unfrozen) blood in a volume of 10 ml in a tube with EDTA is needed. The cost of the analysis is 25’000 RUB.

You can also leave a request for participation in the register by filling out a form on our website. After submitting the form, we will contact you.

Make a request

This site was developed at the Laboratory of Functional Genomics in Research Centre for Medical Genetics.
For any questions or suggestions, write to mskoblov@gmail.com

Российский реестр пациентов
с миодистрофией Ландузи-Дежерина

О проекте

Этот сайт посвящён одному из распространённых наследственных заболеваний лице-плече-лопаточной мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина (FSHD) и будет интересен:

  • Пациентам с подтвержденным или предполагаемым диагнозом мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина;
  • Врачам, наблюдающим пациентов с FSHD;
  • Научным коллективам, занятым в исследовании FSHD;
  • Организациям, заинтересованным в помощи пациентам с FSHD.

Мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина занимает третье место по распространенности среди наследственных болезней мышц и имеет свои особенности как в клиническом проявлении, так и в генетических причинах его возникновения. Долгое время в России не было возможности проведения ДНК-диагностики FSHD, которая необходима для постановки диагноза пациенту. Сегодня на базе Медико-генетического научного центра создаётся реестр пациентов с миодистрофией Ландузи-Дежерина для организованной помощи пациентам. О целях реестра и его возможностях вы узнаете ниже.

Руководителем данного проекта является кандидат биологических наук заведующий лабораторией функциональной геномики Скоблов Михаил Юрьевич. В его лаборатории разработан метод ДНК-диагностики миодистрофии Ландузи-Дежерина, позволяющий подтверждать диагноз на молекулярном уровне.

Михаил Скоблов

О реестре

Для организованной помощи пациентам создан Российский реестр пациентов с миодистрофией Ландузи-Дежерина. У реестра следующие задачи:

  1. Помощь в подтверждении диагноза при подозрении на FSHD. Это необходимо для прогнозирования течения заболевания и планирования семьи.
  2. Подготовка пациента к включению в будущие исследования препаратов, разрабатываемых за рубежом. Для этого уже сейчас необходим сбор полной информации о пациентах в рамках ведения «Российского реестра миодистрофии Ландузи-Дежерина».
  3. Помощь пациентам в организации сообщества для взаимодействия и обмена информацией, в том числе с медицинскими и научными коллективами.

Подробнее о реестре

Реестр — это база данных, в которой собирается клинически-значимая информация о пациентах и их родственниках.

Цель реестра — учет числа пациентов и их состояния, для лучшей организации медицинской помощи и поддержки в перспективе лечения пациентов с FSHD. Наличие реестра способствует комплексной работе врачей-специалистов, фармацевтических компаний и представителей власти.

Для повышения эффективности ведения реестра в него также включаются здоровые родственники пациентов.

Для чего нужен национальный реестр?

  • Реестр созданный по зарубежным стандартам является необходимой основой для возможного включения пациентов в будущие программы по терапии заболевания.
  • Он необходим для отслеживания динамики прогрессирования заболевания путем регулярного заполнения анкет о состоянии пациента. Благодаря такому наблюдению выявляются новые симптомы и осуществляются своевременные необходимые лечебные мероприятия;
  • Для обмена информацией между пациентами, медицинским персоналом и исследователями. Такая коллективная работа помогает участникам учиться друг у друга, выявлять ведущие симптомы, развивать командный подход к ведению пациентов с FSHD;
  • Для продвижения научных исследований в области FSHD: понимания механизмов возникновения и прогрессирования болезни, поиска терапевтических подходов;
  • Для получения пациентами полной и достоверной информации о клинических и фундаментальных исследованиях по FSHD и возможного участия в них.

Кто может быть включен в реестр?

1. Пациент с миодистрофией Ландузи-Дежерина, который

2. Родственники пациента

Есть два способа участия в реестре:

  1. Дистанционное — в случае отсутствия возможности приехать на очную консультацию к врачу-неврологу МГНЦ;
  2. Очное — с возможностью очной консультации врача-невролога для более полной оценки состояния пациента (консультация бесплатная).

Дистанционное участие подразумевает заполнение специально разработанных анкет для оценки состояния пациента с миодистрофией Ландузи-Дежерина.

В случае, если у вас подтвержден диагноз миодистрофии Ландузи-Дежерина генетическими исследованиями, то вы уже сейчас можете заполнить анкеты для оценки вашего состояния или связаться с нами для включения вас в реестр пациентов.

Защита личных данных

Доступ к информации реестра строго ограничен и не предоставляется третьим лицам без согласия участника реестра.

Клинические проявления

Лице-плече-лопаточная мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина (FSHD) занимает третье место по распространенности среди наследственных болезней мышц. Предполагаемая частота болезни — 1 на 14’000 населения, значит в России должно проживать около 10 тысяч пациентов с этим заболеванием. То есть это не такое уж и редкое состояние, хоть и обусловлено генетическими причинами.

Наиболее часто первые проявления FSHD наблюдаются в возрасте от 10 до 20 лет. Первыми в процесс вовлекаются мышцы лица, со временем дистрофические изменения затрагивают мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног поражаются в последнюю очередь. Однако описаны и другие варианты прогрессирования дистрофических изменений. Поэтому, важно обратится к специалисту для детального клинического обследования и молекулярно-генетической диагностики.

Симптомы Лице-плече-лопаточной мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина

Сотрудниками Медико-генетического научного центра разработаны специальные анкеты, со шкалами оценки неврологического статуса согласно зарубежным стандартам. Предполагается 2 формы участия в регистре пациентов с FSHD: с самостоятельным заполнением анкет и с профессиональной оценкой клинического состояния пациентов. Анкета пациента позволяет оценить начало болезни, ограничения в повседневной жизни, с которыми он сталкивается, а также получить дополнительную информацию о его состоянии. Профессиональная оценка производится врачом-неврологом по шкалам на бесплатных консультативных приемах пациентов с FSHD по предварительной записи в Медико-генетическом научном центре.

Ответственным за взаимодействие с пациентами, их анкетирование и осмотр является врач-невролог, научный сотрудник МГНЦ Муртазина Айсылу Фанзировна.

Айсылу Муртазина

Подробнее о клинической картине

FSHD обычно проявляется слабостью лицевых мышц, мышц, удерживающих лопатки, мышц живота, спины и мышц-разгибателей стопы. Это приводит к ограничению движений в руках и изменению походки. У части больных нарушается осанка, выгибается вперед поясничный отдел позвоночника и выпячивается живот. Это и «шлепающая» походка создает очень характерный паттерн ходьбы. Слабость мышц лица пациенты, как правило, не замечают. Однако если провести ряд специфических тестов, она становится очевидной. Например, пациенты с FSHD часто не могут зажмурить глаза, собрать губы в трубочку, посвистеть.

В целом, выраженность клинических проявлений очень вариабельна. Симптомы обычно возникают в возрасте от десяти до двадцати лет, но возраст начала заболевания может сильно варьироваться — от пяти до пятидесяти лет. Течение болезни бывает как мягким, так и тяжелым, может отличаться даже в пределах одной семьи. Мышечная слабость прогрессирует очень медленно. В возрасте после 50 лет в инвалидной коляске нуждаются только 10-20% пациентов. Недавние исследования показали, что FSHD прогрессирует быстрее у подростков мужского пола и женщин в менопаузе.

Заболевание не влияет на продолжительность жизни у пациентов с FSHD, за исключением случаев с ранним (до 10 лет) началом заболевания. Редко, у некоторых пациентов могут развиться дыхательные нарушения, что больше характерно для пациентов, нуждающихся в инвалидном кресле. Однако причиной дыхательной дисфункции могут стать и деформации позвоночника при тяжелых формах болезни.

Кроме основных симптомов, связанных с мышечной слабостью, может наблюдаться вовлечение других органов. Нейросенсорная тугоухость развивается у 25-65%. Остальные связанные с FSHD состояния, а именно: нарушения зрения, нарушения сердечного ритма, эпилепсия, задержка умственного развития, — встречаются крайне редко.

Миодистрофия Ландузи-Дежерина наследуется по аутосомно-доминантному типу, что означает возможность наследования от поколения к поколению по материнской или отцовской линии. При этом вероятность наследования у каждого ребенка больного родителя составляет 50%. Но в ряде случаев в семье может не быть больных людей, что говорит о возникновении новой мутации у такого пациента.

Диагностика

Миодистрофия Ландузи-Дежерина имеет необычный для наследственных заболеваний молекулярный механизм возникновения. 95% всех случаев заболевания характеризуются уменьшением числа макросателлитных повторов D4Z4 на одной из хромосом 4 и наличием определённой последовательности, называемой гаплотип 4qA. Число D4Z4 повторов на 4 хромосоме у больного варьируется от 1 до 10, в то время как у здорового их от 11 до сотен.

Из-за большого размера D4Z4 повторов (3.3 тысячи нуклеотидов), точный анализ их числа широко распространёнными современными методами ДНК-диагностики, включая самые информативные как секвенирование генома, не возможен. Поэтому для диагностики миодистрофии Ландузи-Дежерина используют другие методы, такие как гибридизация по Саузерну и метод молекулярного комбинга. В виду их определённой специфики и дороговизны эти диагностические методы не существуют в России.

ДНК-диагностика

В Медико-генетическом научном центре разработан альтернативный метод, с использованием количественной полимеразной цепной реакции для определения числа макросателлитных повторов D4Z4. Для проведения ДНК-диагностики необходима свежая (незамороженная) кровь в объёме 10 мл в пробирке с ЭДТА.

ДНК-диагностику FSHD выполняет научный сотрудник МГНЦ Зернов Николай Владимирович.

Николай Зернов

Научные исследования

Несмотря на то, что связь возникновения заболевания с уменьшением числа D4Z4 повторов была описана почти 30 лет назад, установление общего молекулярного механизма патогенетических процессов произошло относительно недавно. И до сих пор коллективы ученых активно изучают происходящие молекулярные процессы в клетках в норме и при развитии FSHD. Это важный и необходимый шаг, определяющий стратегию разработки терапии заболевания.

На сегодняшний день в научном арсенале методов существует множество разных подходов как повлиять на молекулярные процессы, обратив их в нормальное состояние: подавить или проактивировать работу определённых генов, повлиять на стабильность и транспорт отдельных белков, и даже отредактировать геном клетки. Важно определить какая именно стратегия и к каким мишеням будет наиболее эффективна.

Сейчас среди наиболее известных направлений в области разработки терапии FSHD можно выделить следующие:

  • Losmapimod, селективный ингибитор p38α/β-митоген-активируемых протеинкиназ, идентифицирован компанией «Fulcrum Therapeutics» как мощный ингибитор экспрессии гена DUX4 in vitro. В июле 2019 года началась фаза IIb клинических испытаний и, как ожидается, завершится в августе 2020 года.
  • Препарат на основе антисмыслового олигонуклеотида, направленного против РНК гена DUX4, находится на доклинической стадии испытаний. Показано, что он снижает экспрессию гена DUX4, что приводит к подавлению генов-мишений DUX4, с небольшими побочными эффектами. Текущая проблема заключается в доставке препарата в мышечные клетки; антисмысловые олигонуклеотиды обладают плохой способностью проникать в мышцы.
  • Генная терапия, на основе молекул микроРНК (miRNAs), направленных против гена DUX4, доставляемых вирусными векторами, находится на доклинической стадии. На мышиных моделях с FSHD показано, что miRNAs снижают экспрессию гена DUX4, защищая от мышечной патологи.

В России есть несколько научных коллективов, занимающихся исследованием молекулярных механизмов и разработкой терапии. Они находятся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Институте биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН, в Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова, и тесно ведут сотрудничество с зарубежными коллективами.

Контакты

Все возникшие вопросы вы можете задать нашему врачу-неврологу Муртазиной Айсылу Фанзировне по электронной почте aysylumurtazina@gmail.com

Клиническое обследование врачами-генетиками МГНЦ

Для записи на приём к врачу-неврологу Медико-генетического научного центра (Муртазиной А.Ф.) позвоните по телефону +7 (495) 111-03-03. Консультативный приём врачей МГНЦ бесплатный по предварительной записи.

ДНК-диагностика

Для ДНК-диагностики необходима свежая (незамороженная) кровь в объёме 10 мл в пробирке с ЭДТА. Стоимость анализа — 25 тыс. рублей.

Также вы можете оставить заявку на участие в регистре, заполнив анкету на нашем сайте. После отправки анкеты мы обязательно с вами свяжемся.

Заполнить анкету

Разработано в Лаборатории Функциональной геномики ФГБНУ «МГНЦ»
По возникающим вопросам и предложениям пишите на почту mskoblov@gmail.com